Курортный благочиннический округ - Предмет "Основы православной культуры" призван воспитывать, а не информировать
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Санкт-Петербургская Епархия

Курортный благочиннический округ

Предмет "Основы православной культуры" призван воспитывать, а не информировать

 

Предмет "Основы православной культуры" призван воспитывать, а не информировать

Олег Александрович Котиков – заведующий лабораторией "Истоки" Томского отделения института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО)Со школьной скамьи знакома нам фраза: "Молодёжь – зеркало эпохи". О том, что молодёжь – это ещё и наше будущее мы часто забываем. Во все времена и во всех народах и государствах, которые мы сегодня называем "Великими", вопросу воспитания подрастающего поколения всегда придавали основное, стратегическое значение. Куда сегодня направлен вектор современной педагогики России, и какое будущее ждёт наше Отечество уже в ближайшие десятилетия – об этом в беседе с корреспондентом "ТЕВ" размышляетОлег Александрович Котиков – заведующий лабораторией "Истоки" Томского отделения института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО).

- Олег Александрович, как Вы думаете, с чем связано решение Президента о введении предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в рамки в школьной программы? Каковы его цели и предпосылки?

- Совсем недавно Дмитрий Медведев в своем послании к Патриарху Кириллу (от 01.02.2010 г.) подчеркнул, что преподавание в российских школах основ религиозной культуры и светской этики должно иметь воспитательное, а не информирующее значение. Т.е. цель президентской инициативы - воспитание высоконравственной молодежи, но не в рамках искусственной морали, а в рамках традиционных для России религиозных культур.

Важно понимать, что нравственность исторически формировалась и формируется у людей в контексте религиозной духовности. Регулировать нравственность в обществе только нормами уголовного и административного права невозможно. Поэтому естественным будет осуществлять нравственное воспитание в рамках принятой в обществе религиозной культуры.

История уже многократно доказала, что уход государства от духовно-нравственного воспитания смертелен для него. При всем многообразии культур и национальных традиций было независимое государство, это был единый российский народ с великой идеей, которая у нас сейчас в реальной политике как бы отсутствует. И как следствие этого – расцвет местного национализма и сепаратизма. Игнорирование адекватного участия гражданского общества и государства в в духовно-нравственном воспитании привело к невиданному усилению религиозного экстремизма и появлению опасных сект.

После перестройки перестало быть очевидным, к каким духовно-нравственным ориентирам российские педагоги должны вести молодых людей. Только сейчас государство и общество, к счастью, начали определять эти ориентиры: развивается гражданское образование, направленное на воспитание активных граждан; принята Национальная доктрина образования, определяющая социальную роль образования, утверждена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом целью разрабатываемых новых стандартов образования определены гражданское становление и духовно-нравственное воспитание.

Комплексный проект модернизации образования заложил механизмы участия общественности в формировании и управлении качеством образования. Но, к сожалению, большинство россиян об открывшихся возможностях мало знают, и, соответственно, в них не участвуют, и их не используют. И пока получается, что духовно-нравственная традиция, которая присуща конкретному учителю, определяет направление воспитания детей, а должно быть наоборот: государство и общество должны определять, как педагог будет воспитывать детей.

***

По исследованиям экспертной группы при Общественном совете ЦФО, а также статистическим данным Министерства образования и Министерства здравоохранения социального развития, Института социологии РАН, НИИ Академии Генеральной прокуратуры:

– по итогам прошедшего года официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей (для сравнения: в колониях для несовершеннолетних сейчас находятся 11 тыс. подростков). Алкогольные напитки употребляют почти 40% российских школьников. По количеству детей, употребляющих пиво, Россия сегодня обогнала даже страны, где этот напиток всегда считался национальным. Как правило, подростки, начинающие употреблять пиво, переходят потом на более крепкие напитки.

– Около 40% школьников знают, как достать наркотики. При этом средний возраст первой пробы снизился с 17 до 14 лет.

– Доля курящих школьников с советских времён утроилась: с 20 до 60%, а возраст первой пробы снизился с 15 до 11 лет.

– Каждая десятая девочка начинает половую жизнь с 14 лет, за прошедший год аборты у 15-18-летних составили свыше 10 от всех абортов, совершаемых в России.

- за последний год число доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних правонарушителей составило 1131661.

- 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха.

***

- Кто будет определять систему духовно-нравственных ценностей в системе светского образования?

– У нас есть субъекты образовательного заказа: личность, общество и государство. Есть процедуры их взаимного влияния и возможности участия в выработке образовательной политики. Вместе мы и должны определиться с ценностями личностными, корпоративными (общественных групп, в том числе религиозных общин), общенациональными. Государство в лице группы по разработке нового образовательного стандарта определилось, выработав и утвердив Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Она содержит описание ценностей общегосударственных, общих для многонационального народа России. В образовательной практике родителям и детям предложено определиться с выбором религиозных или нерелигиозных оснований нравственности (те самые шесть модулей комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики").

Общественным группам, в том числе религиозным общинам, открыты возможности просветительской деятельности среди родителей.

Предполагается, что вместе мы придем к духовному согласию, единству и гармонии.

– Насколько введение "Основ религиозных культур и светской этики" соответствует правовому статусу светской школы? Ведь Церковь у нас отделена от государства?

– Да, в Конституции РФ записано, что Россия – светское государство. Но что такое светское? В бытовом и широком понимании – это нерелигиозное. Правильно же понимание: светское государство – это государство, в управлении которого не участвует никакая религиозная организация, и иного смысла тут нет.

Германия, например, светское государство, и там светская система образования. При этом во всех государственных (!) школах Германии дети изучают основы религии – не основы религиозных культур, а основы своей религии – с 1-го по 12-й классы. В обязательном порядке. И экзамены сдают.

В Италии тоже светское образование, и там с 1-го по 12-й класс основы религии преподают именно священники!

В США совет школы может определять, преподавать основы религии или основы религиозных культур в данной конкретной школе, или не преподавать. Как решит Управляющий совет, так школа свою образовательную программу и выстраивает.

В России в массовом сознании превалирует ложное бытовое понимание светскости образования, которое непременно якобы должно исключить из себя составляющие, связанные с духовной жизнью, с любой религией. Это понимание, увы, распространено и среди учителей. В то время как светское образование должно сначала спросить родителей: "Вы что хотите, как заказчики образования?", и спросить общество и государство: "Как нам обучать?". Тем более что в Конституции РФ обязанностью граждан является сохранение исторического и культурного наследия.

Также в Конституции указано, что ни одна идеология не может быть единственной и для всех обязательной это относиться и к атеистическому мировоззрению. Лишенное религиозных корней образование и, хуже того, воинственно-атеистическое образование – это тоже нарушение конституционных прав граждан.

Наша система образования отделана от религиозных организаций не тем, что в школе не должно быть религии как таковой, а тем, что государственное образование не контролируется религиозными организациями, и в школах не совершаются религиозные богослужения и т.п.

– Но ведь Православная Церковь не стремиться контролировать государственное образование.

– Зато к этому активно стремятся многие чужеродные нам иностранные секты. У них и программы подготовлены соответствующим образом. Поэтому присутствие в школе культурообразующих традиционных религий как культурного, социального феномена, нравственно-воспитательного начала – это вопрос духовной безопасности общества.

– Я правильно Вас поняла, система образования уже содержит возможность преподавания предмета "Основы православной культуры" в школе?

– Конечно! Она сегодня позволяет преподавать школьникам основы религиозных культур – любые не запрещенные законом. Есть перечень основных религий, указанных в преамбуле Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" – вот основы их культур вводится в образовательную программу. Каким образом?

Сегодня по новым правилам структура системы образования складывается из федерального и школьного компонента.

Школьный компонент, в отличие от федерального, находится в ведении конкретной школы, которая сама решает, что дополнительно преподавать своим учащимся, при условии того, чтобы программа прошла соответствующее освидетельствование, т.е. должна пройти соответствующие методические комиссии и получить рекомендации. При этом деньги на это государством выделяются. Так что заявления некоторых директоров школ, что у них нет денег на оплату учителей, преподающих "Основных религиозных культур и светской этики", либо ложь, либо некомпетентность.

Решение, вводить в школьный компонент какой-либо предмет или нет, принимает администрация школы, деятельность которой в свою очередь находится в подчинении управляющего совета. Сегодня в системе образования создан механицизм, который позволяет родителям и детям высказывать свое мнение, даже иное, чем администрация школы, чем классный руководитель.

В управляющие советы школы должны входить и входят на ¾ родители, представители общественности, в том числе это могут быть прихожане местного храма и даже священники.

Если верующие родители войдут в состав Управляющих советов, и/или инициируют принятие ими решения о введении ОПК в рамки школьного компонента, администрация школы обязана выделить часы и оплатить их. Вот эту возможность до сих пор Церковь не использует. Естественно, это доступно не только православным, но и другим религиозным общинам, оговоренным Законом "О свободе совести".

Таким образом, будущее духовно-нравственного воспитания в школе сейчас находится в руках родителей. Конечно, подобным воспитанием в первую очередь должна заниматься семья, но и от вклада, который может внести в нравственность наших детей школа, отказываться нам не стоит!

Если православные родители желают, то они могут уверенно и на законных основаниях требовать от администрации школы преподавания для своих детей Основ православной культуры. Это право защищено законом и подкреплено инициативой Президента России Дмитрия Медведева.

***

Олег Александрович Котиков родился в 1955 году в г. Кемерово. В 1980 г. окончил механико-математический факультет ТГУ. С 1996 г. работает в Томском отделении института повышения квалификации работников образования, старший научный сотрудник. Заведующий лабораторией духовно-нравственного воспитания "Истоки". Занимается вопросами социально-ориентированного образования.

Беседовала Татьяна Павлова

"Томские епархиальные ведомости" № 2, 2010

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 14.03.2010.


Назад к списку

Объявления

  • Расписание богослужений
  • 01 Октябрь 2012
  • Расписание богослужений в храме Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Александровская

Все объявления